ninatabakova

Category:

Изменения в системе образования за 30 лет

Вчера с Женей попытались перечислить  различия в учебном процессе в наше и варино время. Что изменилось? Список можно и нужно дополнять.

1. Учебники стали цветными. Появились рабочие тетради под письмо, практически по всем предметам. В обычных тетрадках, которые сейчас используются гораздо меньше, красные поля на 4 клеточки прочерчены заранее, при печати.

2. Некоторое количество технического прогресса. Плазменный экран над учительским столом (никаких тебе диафильмов с занавешиванием окон в классе плотными шторами — о, это было большое событие!), сайт учи-ру и разнарядки для родителей на электронные олимпиады, электронный дневник (из него не вырвать и не замазать двойку, да и приводит к тому, что дети часто домашку не записывают и не знают, а мы знали, хоть и любили говорить, что нет).

3. В большинстве школ пятидневка, по субботам не учатся. Хотя есть и исключения, даже сейчас, но это все же исключения. В большинстве школ триместры, а не четверти (в Вариной четверти, к слову, но это редкость), и посреди триместра еще неделя каникул. Зато учебная нагрузка у старшеклассников, начиная с 6-7 класса уже — до 16 часов, у нас никогда такого не было, и после этого еще уроки дома делать. В связи с чем я, пожалуй, за шестидневку после начальной школы.

4. 45 минут урок, 15 — перемена. У нас перемены были пятиминутными, только большая перемена — 15. Не знаю, успевают ли старшеклассники отдыхать за 15 минут, но заканчиваются занятия существенно позже в том числе и поэтому. Кажется, это официально не регламентировано и в Москве носит характер традиции.

5. Закрытый режим. Родителям в школу нельзя! Клянусь, это сделано именно для того, чтобы не пустить родителей в школу, а ни для какой ни для безопасности, потому что какая опасность от родителей? А также охранники на входе прекрасно знают в лицо родителей и тех, кто встречает младшеклассников. Легко можно было бы сделать для них пропускной режим.

6. Младшеклассников в школу приводят до 10 лет. Я с первого класса ездила одна на школьном автобусе через полгорода, а со второго — на городском, и тоже одна. Да, другой город, в Барнауле и сейчас у детей чуть больше самостоятельности, но тренд все же заметен. Охранники, к слову о безопасности, распрекрасно выпускают младшеклассников из школы одних, хотя по идее должны бы ждать родителей. Кажется, школьников не выпускают до окончания уроков, то есть не сбежишь.

7. Форма и соответствия простым правилам (складывать руки, когда сидишь, поднимать руку, когда отвечаешь, вставать, когда заходит учитель и громко в голос говорить «Здравствуйте, Анна Ивановна») — со стороны кажется, что стало посвободнее, сидят дети уже не в «позе школьника», а учителя часто, хоть и не всегда, приветствуют с места. Форма есть мало где (хотя в Вариной школе осталось, и мне бы даже нравилась форма, не будь такой жесткой привязки к купите в ХХХ, и не будь в этом ХХХ цены втридорога, в первом классе купили доче платье за 5000, при том, что нормальное детское платье стоит 1000, так еще и эта красота через две недели покрылась катышками, а через месяц разлезлась по швам). Во втором классе к форме мы приспособились лучше: во-первых, вместо платья купили брюки и жилет, во-вторых, нашли, где покупать дешевле. Доча, впрочем, все равно умудряется искусно адаптироваться к неношению формы, например, каждый раз, когда есть физкультура или танцы (а это три дня из пяти), с утра пытается натянуть спортивные штаны с отмазкой «все равно после первого урока переодеваться». Переодевание, к слову, все такое же неудобное, как и в наше время, для младшей школы — прямо в классе, мальчики и девочки вместе, и сменную обувь все так же негде оставить и нужно таскать с собой. 

8. Программа. Появилась информатика и природоведение заменили на окружающий мир, но тут мне по сути сказать нечего. Кажется, на нашем природоведении было меньше поделок, которые делают по ночам родители. Могу разобрать по пунктам изменения в преподавании иностранных языков, и с точки зрения программы: она намного насыщеннее и подробнее, выучить язык в рамках школьных занятий без дополнительных курсов и репетиторов теоретически возможно и мне даже за мою многолетнюю практику встречалось два (Два!) таких ученика. Первый иностранный язык со второго класса, с четвертого — второй иностранный. Удивительно, но в вариной языковой спецшколе все точно так же, как в обычной. Часов не больше. Подгрупп две (у нас в спецшколе было три). И в общем, непонятно, есть у школы еще статус «языковой», или она только в народе осталась «французской гимназией».

9. Дневники второклассникам заполняют родители. Да, родители могли мне помогать, но заполнение дневников в наше время было обязанностью ученика. Уроки мы тоже делали сами, гораздо больше, чем теперешние школьники. В этом пункте у меня нет объяснения. Допустим, могу частично натянуть в части иностранных языков, там все стало объективно намного сложнее (хотя львиной доле родителей нечем помочь ученикам, они сами совсем нисколько в теме не ориентируются и тут у меня большое преимущество). Но, например, математика. Почему даже лучшие, с моей точки зрения, преподаватели математики (а в учителях я ценю детоориентированность и знание предмета) считают, что без помощи им не справиться? И почему даже я думаю, что без помощи детям не справиться с языками? По английскому — программа, но по математике они вроде бы плюс-минус то же самое делают?


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded